Главная » Файлы » ОБРАЗОВАНИЕ » Аннотации к рабочим программам

Литература 5-7 классы
06.11.2017, 06:58

Литература — аннотация к рабочим программам                (5-7 класс ФГОС)

Рабочие программы предмета «Литература» для 5-7 классов (предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева.- М.: Просвещение) разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897);
  • Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897»
  • Федеральный перечень учебников (2013, 2014, 2015);
  •  Основная образовательная программа ООО МКОУ «СОШ №7» г.о. Нальчик;
  • Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МКОУ «СОШ №7»
  • Учебный план МКОУ «СОШ №7» на 2017-18 учебный год

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение
  • Полухина В.П., Коровина В.Я. Журавлев В.П. Литература. 6 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение
  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

  • 5 класс — 3 часа в неделю, 105 часов в год
  • 6 класс — 3 часа в неделю, 105 часов в год
  • 7 класс — 2 часа в неделю, 70 часов в год

ЦЕЛИ:

  • последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
  • освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;
  • развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
  • овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
  • формирование потребности и способности выражения себя в слове;
  • передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности;
  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

ЗАДАЧИ:

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
  • формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
  • формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
  • воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
  • воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
  • формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
  • обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
  • формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В 5-7 КЛАССАХ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения литературы являются:

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
  • восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):

  • определять тему и основную мысль произведения;
  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять особенности языка и стиля писателя;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения  (в каждом классе – на своем уровне);
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии  (в каждом классе – на своем уровне);
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернет (в каждом классе – на своем уровне).

При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

Выпускник должен научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
  • литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приѐмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и еѐ интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего народа, формирования представлений о национальном характере;
  • видеть черты национального характера в героях народных сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • пересказывать сказки, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приѐмы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приѐмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
  • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

•сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа ;

•рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

•сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

•сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

•выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Выпускник научится:

•осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

•воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

•выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

•определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

•анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;

•создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

•сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

•работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

•выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе

художественного текста;

•дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

•сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

•оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

•создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

•сопоставлять произведения русской, национальной и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

•вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

•осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

•воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

•выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своѐ к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

•определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

•анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своѐ отношение к прочитанному;

•создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

•сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

•работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.

СОДЕРЖАНИЕ

5 класс

  • Введение – 1 ч
  • Устное народное творчество – 10 ч
  • Из древнерусской литературы – 2 ч
  • Из русской литературы XVIII века – 2 ч
  • Из русской литературы XIX века – 44 ч
  • Из русской литературы XX века – 30 ч
  • Из зарубежной литературы – 15 ч
  • Повторение – 1 ч

6 класс

  • Введение – 1 ч
  • Устное народное творчество – 4 ч
  • Из древнерусской литературы – 2 ч
  • Из литература XVIII века. И.И. Дмитриев – 1 ч
  • Из русской литературы XIX века – 51 ч
  • Из русской литературы XX века – 30 ч
  • Из зарубежной литературы — 14 ч
  • Повторение – 2 ч

7 класс

  • Введение. Литература как искусство слова-1ч
  • Устное народное творчество-4ч
  • Древнерусская литература-3ч
  • Литература XVIII века-2ч
  • Литература XIX века-29ч
  • Литература XX века-21ч
  • Из литературы народов России-1ч
  • Зарубежная литература-7ч
  • Итоги. Задание на лето-2ч

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  • При планировании предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий или промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: индивидуальный и фронтальный опросы, домашние задания (задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), — задания по учебнику (чтение раздела, план параграфа, тезирование статьи, ответы на вопросы, определение теоретического понятия), контрольные работы, сочинения домашние и классные.
  • Устно: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение художественного текста, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием), ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, анализ и интерпретация произведения, составление планов и написание отзывов о произведениях.
  • Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему. Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика). Создание отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
    Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения.
  • Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
  • Для выяснения роли контроля в процессе обучения предмета рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
  • В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
  • При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
  • При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.
  • При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
  • В этой связи различают типы контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Категория: Аннотации к рабочим программам | Добавил: Taaschev
Просмотров: 781 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0